Жизнь на воде.

Вид на море или реку повышает цену любых апартаментов так же, как виллы с видом на гольф-поля в пригороде Лондона стоят дороже стоящих посреди города. Логично предположить, что жизнь не около воды, а на ней дорога баснословно. Однако ценовое сравнение с жильем на берегу представляется не вполне корректным, когда под ногами покачивается пристань и трап перекинут в ожидании: пожалуйте домой, на личную яхту. Как обстоит дело в случае, когда вид на реку открывается не из окна, а из иллюминатора?

В Великобритании, Нидерландах, Испании рынок продажи и аренды апартаментов на воде развит давно. Приведем в пример традиции проживания в одном из самых дорогих и престижных районов Лондона, Челси. Здесь яхты швартуются у набережной на годы, места под швартовку оформляются так же, как земельные участки. Яхты не "ходят", а стоят на приколе с подведенными городскими коммуникациями. Это дорогой рынок, но одна-две сделки в год на нем заключаются непременно. Абсолютный максимум равняется десяти. Кроме стоимости самой лодки придется вложиться в лицензию на стоянку (выгоднее оформлять ее на 5-15 лет вперед), коммунальные платежи и уход за судном. Стоимость составит от 572 тысяч до 1 млн долларов, причем большую часть "съест" цена парковки в престижном районе. Челси - наиболее дорогое место для покупки недвижимости: разветвленная инфраструктура, транспортная доступность, дома викторианской эпохи на первой береговой линии делают его более чем привлекательным для состоятельных людей, а между тем стоимость речных апартаментов на 20-25% ниже, чем в домах на берегу. В Челси это 10-12 тысяч фунтов за квадрат жилья на воде и 15-20 тысяч фунтов за квадратный метр на берегу.

Лодки позиционируются по классам: как правило, это премиум и элит. Цена проживания зависит и от места, и от площади судна, минимум составляет 400 тысяч фунтов - недешевое удовольствие. К тому же весьма порой скромную "студию", покачивающуюся на волнах, нельзя повести в открытые воды и из-за подсоединенных коммуникаций, и из-за того, что место за вами закреплено документально, как земельный участок: не передвинешь.

Для иностранцев и туристов, желающих пожить на воде, существуют 1-2-спальные апартаменты, по сути играющие роль гостиниц. Стоимость их начинается от 650 долларов в неделю.

Еще более распространено жилье на воде в Нидерландах, где носит исторический характер вследствие системы разветвленных каналов и многочисленных рек. В Амстердаме насчитывается до 2,5 тысяч стоянок для плавучих апартаментов. Стоимость их начинается от 356 тысяч и так же, как в Англии, переваливает за миллион долларов. В основном спрос определяют иностранцы: американцы, россияне, англичане, французы - и лишь затем голландцы, которых не более 5%.

Пользуется спросом и "плавучая" недвижимость Барселоны, в которой, пожалуй, наиболее дешева цена квадратного метра: она равняется 3-4 тысячам евро, в то время как до кризиса составляла 7-8 тысяч.

В пользу жилья на воде говорит также возможность обойти новый европейский закон, согласно которому "первая линия" новой застройки должна теперь начинаться не менее чем за 100 метров от кромки берега. Жизнь на яхтах позволяет "не замечать" этого ограничения и находиться на первой линии постоянно.
Добавим также, что "второй линии" судов не существует: все они выстраиваются в линию вдоль берега, ставятся на сигнализацию или сдаются под охрану. Впереди - причал, позади - водная гладь. Где как не здесь можно остаться наедине с самим собой и природой, не покидая мегаполис.

Сегодня новый стиль жизни и отдыха (в зависимости от того, намерены вы купить или снять такое жилье) приходит в Россию. Упомянем, что по берегам Москвы-реки уже стояли дебаркадеры с ресторанами и бутиками. Они были одним из явлений, с которыми активно боролся экс-мэр столицы Юрий Лужков, небезосновательно заявлявший, что будучи не подключенными к городским коммуникациям, дебаркадеры загрязняют воды городской реки, которая поит "Мосводоканал". И постепенно пришвартованные суда и дебаркадеры пропали из центра столицы, однако сегодня речь не о них.

11 августа 2011 года компания Chesterton представила свой новый проект: дебаркадер "Бухта Тихая", пришвартованный в пяти минутах на катере от курорта "Пирогово", расположенному в 20 км от МКАД по Осташковскому или Ярославскому шоссе. Курорт связан с дебаркадером водным такси, включенным в счет апартаментов, и может похвастаться яхт- и гольф-клубом, зоопарком и магазинами. Апартаменты на дебаркадере можно снять и на месяц, и на более протяженный срок - если будут места. "Бухта Тихая" - клубный дом, включающий в себя семь одно- и двухуровневых апартаментов, стоимость аренды которых, по словам представителей компании, составляет около 8 тысяч долларов в месяц. Часть из них меблирована, часть оснащена лишь кухонной зоной, чтобы у клиента была возможность обставить жилье "под себя".

Зона ресепшна на первом этаже и прогулочная верхняя палуба добавляют сходства с теплоходом, остановившимся на "зеленую стоянку", но ни одному теплоходу не снились настолько комфортабельные каюты. Учитывая, что в аренде компании также находится участок берега площадью в 11 га, предложение становится даже более привлекательным, чем в Барселоне. Подведенные коммуникации лицензированы, предусмотрена возможность пользоваться инфраструктурой курорта Пирогово. На пирсе рядом с дебаркадером можно пришвартовать собственные плавсредства - катера и яхты. На верхней палубе в теплое время года запланирован бар, внизу, на берегу - мини-пляж с возможностью купания.

Это нишевой рынок, рассчитанный на любителя, говорят в компании Chesterton. 8 тысяч долларов аренды в месяц - это низкая цена. Для элитного загородного дома в области, из окон которого в лучшем случае открывается вид на лес и поле, а в худшем - на бетонный забор, стоимость аренды составит от 20 тысяч долларов и выше. О доступе к воде и участке более чем в 15-20 соток речь не пойдет вообще. А потому есть все основания надеяться, что как минимум в теплое время года все апартаменты будут сданы. Не исключено, что найдутся постояльцы и зимой, когда по склонам можно будет ходить на лыжах.

О продажах апартаментов речь пока не заходит, равно неактуальны ни переезд (коммуникации приковали "Бухту Тихую" к берегу прочнее любого якоря), ни расширение "парка": дебаркадер, находящийся в собственности Chesterton'а, сейчас один-единственный.

Сложно сказать, каким путем будет развиваться в России рынок плавучего жилья. На сегодняшний день он в столице не сформирован, ближайшим доступным аналогом является аренда домов поблизости от воды, составляющая от 2 500 до 10 тысяч долларов на человека в неделю. Учитывая, что строительство на берегу запрещено по санитарным нормам, уже сейчас ясно, что с ростом платежеспособного спроса рынок начнет сужаться. Будущее вполне может оказаться за реками. Станет ли жилье на воде чем-то большим, чем очень дорогой пансионат, наберет ли обороты, покажет время. Но вторая попытка - не ресторан над рекой, а полноценный дом - выглядит гораздо жизнеспособнее первой.